Еще каких-то пять-десять лет назад нам бы в голову не пришло, что вещи, которые пылятся на полках и используются пару раз в год, могут приносить дополнительный доход.
Сегодня же рынок sharing economy или экономики совместного потребления активно набирает обороты во всем мире, ломая тем самым традиционную модель.
Сергей Фрадков, управляющий партнер iDealMachine и руководитель программы iDM USA Landing, рассказал о современном подходе к потреблению и об особенностях sharing economy в США.
Такая разная sharing economy
Sharing economy это когда больше не нужно приобретать что-то (вещь, помещение, автомобиль) в эксклюзивное пользование, а можно просто арендовать тогда, когда вам это нужно и за небольшую плату. Например, вы хотите повесить новую полку. Вместо того чтобы бежать в магазин за дрелью, заходите на SnapGoods и берете её на несколько часов в аренду.
Sharing economy — это когда владельцы обращаются к онлайновым площадкам, чтобы капитализировать неиспользуемую часть принадлежащего им имущества, а потребители скорее арендуют то, что им нужно, у частных лиц, чем покупают или арендуют у компаний.
Основоположниками считаются молодые дизайнеры Брайан Чески и Джо Геббиа, которые, решив подзаработать, создали в 2008 году сайт Airbedandbreakfast.com и начали сдавать надувные кровати в своих квартирах участникам конференции по промышленному дизайну. В 2009 году создатели Airbnb попали в бизнес-акселератор Y Combinator в Кремниевой долине и получили $600 000 посевных инвестиций.
Cегодня за счет создания такого рода market places продажи в виде небольших единиц заметно выросли. К sharing economy также относят и car sharing, и peer-to-peer sharing (аренда у владельца не на несколько дней, а на несколько часов).
Компания Breather, например, сдает конференц-комнаты и офисы на определенное время. Если, к примеру, в вашем личном офисе есть конференц-зал, вы можете также разместить его на Breather. Кроме того, в Штатах популярны такие сервисы как AirBnb, WeWork, WAZE, Amazon, Google Apps, Uber. Распространены шеринги, которые продают полеты на бизнес джетах, например, JetHunter, и carpooling приложения, когда вы едете куда-то и берете с собой попутчиков.
Изначально sharing economy предполагала обмен между людьми, но, как это часто бывает, компании научились эффективно использовать этот ресурс в своих целях. Возьмем eBay. Выяснилось, что большинство тех, кто продает на eBay — это компании, которые скупают товар со складов или прибегают к refurbishment.
Объем мирового рынка sharing economy при среднегодовом темпе роста 33% к 2025 году может достичь 335 млрд долларов.
Основные надежды по дальнейшему развитию сегмента связаны с несколькими категориями услуг: подбор персонала, аренда жилья, каршеринг и поиск попутчиков. В ближайшие десять лет средний ежегодный рост каждого из этих рынков составит 25%-35%.
Цент к центу доллар сбережет
Uber является примером успешной sharing economy. Раньше такси в США стоило дорого, так как водитель был обязан получить специальную лицензию. Городские власти позиционировали это как гарантию безопасности поездки, но на самом деле просто «гребли» деньги. Так в Нью-Йорке медальон на желтое такси стоил порядка 1.5 миллиона долларов. Кроме того, каждый город придумывал свои правила по регулированию получения этих лицензий.
Вдруг пришел Uber и сказал: «Почему вы берете так много денег, когда можно брать меньше?» Теперь медальон стоит 700 тысяч долларов. Правда в Остине к компании все-таки предъявили требование сертифицировать своих водителей. Uber пожал плечами, сказав, что они просто мобильное приложение, и ушел из Остина.
Конечно, не всем шерингам удается взлететь
Главная причина — они оказываются невыгодны. Либо хромает соотношение стоимости и удобства. Однако в целом рынок аренды достаточно развит.
Например, если вам нужно отремонтировать дом, в частности, покрыть лаком пол, предварительно отциклевав его специальной машиной, вы можете взять такую машину в аренду. Стоимость машины – порядка 2 тысяч долларов. Вам нет смысла покупать такую дорогую вещь для краткосрочного пользования, а компания, сдающая ее в аренду, за месяц отобьет эту цену.
То есть sharing economy подходит в тех случаях, где потребитель хочет сэкономить на покупке или где нужно тратить деньги на приобретение того, чем вы будете пользоваться крайне редко.
Если вы планируете запустить проект в этой сфере, то будьте готовы доказать, что ваш шеринг принесет пользу
Ничего специфического по сравнению с другими сферами здесь нет. Нужно просто понимать, как работает конкретная экономика и иметь соответствующий бэкграунд по направлению развития проекта. Например, если вы не разбираетесь в медицине, не нужно запускать медицинский шеринг.
Конечно, стоит помнить и о других подводных камнях. Например, в Нью-Йорке законодательно запрещено сдавать квартиры меньше, чем на 10-дневный срок. Это связано с тем, что в один момент люди начали активно скупать недвижимость, чтобы сдавать её на AirBnb, и из-за этого стали расти цены. Интересный факт: на Манхеттене сейчас почти все дома строятся для последующей сдачи в аренду.
Особенности шеринга в России и США
Бытует мнение, что если идея sharing economy не прижилась на американском рынке, то она уже нигде не полетит. Однако это не так. Пример тому популярный в России сервис BlaBlaCar. В Штатах же он наоборот не пошел. Возможно, потому, что в Америке на машине чаще путешествуют на короткие расстояния, чем на длинные.
Здесь же стоит упомянуть о значении статусности в различных культурах.
- В Москве обращают особое внимание на то, как вы приехали на встречу с потенциальным партнером.
- В Нью-Йорке же это имеет меньшее значение. Никто не будет выяснять на какой машине ты приехал: арендованной или собственной.
В свое время в США государство поощряло домовладение, то есть приобретение квартир. Считалось, что человек, который приобретает недвижимость, двигает экономику вперед. Это та самая «американская мечта» — дом за городом и гараж на три машины. В связи с этим развилась экономика потребления. Сейчас же она идет не в сторону вещей, а в сторону сервисов.
Sharing economy в США: топ-3 лайфхаков для иностранца
- Проезд по городу — в Штатах водитель обычно платит за переезд моста. Но если у вас в машине сидит три человека, то вам делают скидку 50%. Как правило, чтобы сэкономить, водитель «подбирает» простых пешеходов у моста, которые за билет на автобус заплатили бы $2, а так едут бесплатно.
- Покупки — покупайте как можно меньше. Многое из того, что потребляется, можно одолжить. Сейчас общая тенденция в мире – как можно меньше владеть: квартира в аренду, передвижение на такси.
- Быт – для туристов не так давно появилась услуга поесть в гостях. В целом для жизни лучше всего заказывать еду или нанимать кухарку на несколько семей. Это тоже своего рода sharing economy. Что касается уборки, выгоднее нанимать домработницу, чем пользоваться клининг сервисом.
Стоит отметить, что sharing economy как явление существует довольно давно. Например, люди уже не одно десятилетие арендуют или сдают в аренду дома и квартиры. Но распространение мобильных приложений и социальных сетей совершило переворот в этом направлении: теперь обмениваться и всегда быть на связи стало гораздо проще.