Раннее детство (от 0 до 3 лет) – период наиболее интенсивного развития психики, моторики и речи

Для формирования высших психических функций, к которым относятся эмоции, внимание, восприятие, мышление, память, речь, не происходит спонтанно на фоне естественного созревания структур, обеспечивающих высшую нервную деятельность. Лишь благодаря активному и позитивному взаимодействию с окружающими взрослыми ребенок приобретает знания об окружающей действительности, усваивает сложившиеся способы действий с предметами, постепенно овладевает всем спектром умений.

К моменту перехода из раннего возраста в младший дошкольный ребенок может иметь целый ряд достижений:

Социально-эмоциональное развитие трехлетнего ребенка таково, что он способен некоторое время играть самостоятельно, проявляя фантазию. Он любит нравиться другим, подражает сверстникам, играет в простые групповые игры. Ребенок уже понимает кто он: мальчик или девочка.

Малышу 3 года: переходный возраст

Именно в три года наступает возраст негативизма, так называемый «кризис трех лет». В этот период малыш учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим.

У трехлетки развиты общая и тонкая моторика, зрительно-моторная координация. Он уверенно сидит на корточках и спрыгивает с нижней ступеньки, бегает и ходит на носках, старается сохранять равновесие, стоя на одной ноге. В игровой ситуации ребенок перетаскивает довольно объемные предметы, открывает ящики и коробки, опрокидывая их и вываливая содержимое. Рядом и вместе со сверстниками он играет с песком и глиной. При необходимости малыш уверенно нажимает на кнопки, пытается откручивать крышки бутылок и использовать ножницы.

Ему нравится нанизывать бусы и рисовать. К этому возрасту ребенок, как правило, уже освоил и краски, и фломастеры, и карандаши, и мелки, и даже определился с предпочтениями. К этому возрасту кроме кругов ребенок рисует горизонтальные, вертикальные и наклонные линии, изображая лучики солнышка, веточки елочки, веревочку шарика, дорожку и речку. Он способен соединить линией два предмета, нарисовать по образцу клубочек и крест, дорисовать простые детали рисунка, старается раскрашивать картинки, не выходя за контуры.

Ребенок трех лет определенным образом ориентируется и в окружающем мире. Он различает и может назвать части дома, машины, дерева, части тела животных и человека. Он знает свое имя, фамилию и возраст, а так же имена ближайших родственников. Различает части суток (день, ночь) и знает, чем они отличаются. Отбирает объекты, которые относятся к различным лексическим категориям «игрушки», «мебель», «одежда», «овощи и фрукты», «посуда», «домашние животные» и их изображения. Способен совершать действия с предметами и игрушками, планируя свои действия и прогнозируя результат деятельности.

Достаточно обширным может быть и познавательное развитие ребенка трех лет

Он «видит» картинку (предмет) и может сложить целое из 2-4 частей. Находит предмет, ориентируясь на два свойства (маленький красный кубик). Может сортировать предметы по величине, форме, цвету (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный) и назначению (этим играют, едят и т.д.).

Ребенок этого возраста владеет некоторыми элементарными математическими представлениями. Он выделяет количество предметов, пользуется в быту и в игре понятиями «много», «мало», «один» и правильно согласует их с существительными. Узнает и называет фигуры круг и квадрат, показывает похожие на них предметы. Умеет сравнивать объекты по величине, по длине и по высоте, используя в речи слова «большой», «маленький», «больше», «меньше»; понимает смысл слов «длинный» и «короткий», «высокий» и «низкий».

Одновременно к трем годам происходит быстрое увеличение словарного запаса ребенка. Для него речь становится регулятором поведения. Он способен понять сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду…», вопросы типа: «Что у тебя в руках?», объяснения «как» и «почему», выполнить двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать» и выполнить словесное поручение взрослого. Сам задает вопросы типа: «Что это?».

К этому моменту глагольный словарь ребенка обогащается названиями действий, которые он уже умеет выполнить сам: рисовать, раскрашивать, катать, ловить, бросать мяч, прыгать, бегать, а так же названиями действий взрослых в быту, и прилагательными, обозначающими величину, вкус, цвет Малыш знает, что машины двигаются то быстро, то медленно; мяч летит вверх, а падает вниз; у человека есть правая и левая руки; он может сказать, какая вещь находится близко, а какая — далеко. Уметь отвечать на вопросы взрослого.

Ребенок трех лет строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: «когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Он согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Активно пользуется предложно-падежными конструкциями. Трёхлетний ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов; при построении предложений
употребляет предлоги, союзы; в его речи есть наречия и местоимения. О себе малыш говорит в первом лице, выражает с помощью речи свои желания, способен описать несколькими предложениями любимую игрушку, рассказать о только что произошедшем событии.

Трехлетний ребенок с удовольствием слушает простые рассказы и сказки, в которых несколько повторяется одно и то же действие, типа «Колобок», «Теремок», «Репка». Маленькие книголюбы способны не только рассказать по картинкам короткие стихи, но и могут «прочитать» наизусть всю «Муху-Цокотуху, рассказать «Репку», спеть песенку Колобка, попытаться тонким голосом возмущаться за Мишутку из сказки «Три медведя».

Родителям ребенка трех лет необходимо внимательно понаблюдать за ним в различных ситуациях, чтобы понять, какими знаниями и умениями он овладел. Для проверки каких-то умений можно специально организовать подходящую игру. Например, кидание мяча в мусорную корзину позволяет проверить уровень сформированности зрительно-моторной координации и уточнить ведущую руку. К оценке знаний и умений трехлетнего ребенка следует отнестись достаточно критично. Не стоит уповать на то, что все образуется само собой. Если взрослые заметили, что ребенок не справляется с предложенными заданиями или отстает его речевое развитие, или он не умеет играть, необходимо обратиться к специалисту и найти время для регулярных игр и целенаправленных занятий.

Источник Центр Специального Образования (http://csoso.ru/).

Другие статьи раздела «Воспитание детей»